altМногие люди еще помнят самолет Ли-2, который обслуживал наши авиалинии до появления знаменитого Ту-104. Ли-2 был одним из основных самолетов нашей полярной авиации в 40-х - 60-х, многие полярные асы тех времен вспоминают его добрым словом. Один из них даже заметил, что такой самолет достоин памятника. Между тем памятник этому самолету есть, правда, не в нашей стране, а в Ирландии, в аэропорту Шеннон, и установлен он не советскому самолету Ли-2, а американскому самолету "Дакота". Именно этот самолет строился по лицензии в нашей стране под маркой Ли-2. Во всех других странах, где он использовался, на его борту можно было увидеть марку Douglas Aircraft.
В 1920 г. предприниматель и конструктор Дональд Дуглас организовал свою фирму, которая называлась Douglas Aircraft. Немного позднее на рынок была пред- ставлена модель транспортного самолета DC-3, которая в довольно короткий срок завоевала популярность и благодаря которой компания завоевала себе имя.
За прошедшие после этого 75 лет Douglas Aircraft прочно заняла место одного из лидеров авиакосмической промышленности. Как это произошло с большинством компаний - конструкторов и производителей самолетов (например Hughes и Locheed в Америке, РКЦ им. Хруничева и НПО им. Лавочкина в нашей стране), с 40-х годов Douglas Aircraft занимается конструированием и производством ракетно-космической техники. В этой области компании тоже удалось добиться немалого успеха. Достаточно назвать ракету-носитель Delta, одну из самых надежных в мире, американскую орбитальную станцию Skylab, многочисленные ракеты, стоящие на вооружении Вооруженных Сил США, узлы и модули международной космической станции. С 1967 г. после объединения с McDonnel Aircraft компания называется McDonnel Douglas Corporation.
Если говорить о том, что же производит McDonnel Douglas Corporation, то можно ответить кратко: "Все, что летает". Нас в первую очередь интересуют ракеты-носители, с них и начнем.

Ракета-носитель Delta
altРазработкой ракетно-космической техники занимается дочерняя компания, которая называется McDonnel Douglas Spaсe and Defence Systems, расположенная в городе Хантингтон Бич, штат Калифорния. Эта компания, или, скорее, отдел корпорации, образовалось из соответствующих департаментов компаний McDonnel Aircraft и Douglas Aircraft. Обе компании внесли немалый вклад в развитие американской и мировой космической техники. "На совести" компании Джеймса Мак Доннела создание космических аппаратов Gemini и Mercury. Компания Дональда Дугласа создавала последнюю ступень ракеты Saturn, с чьей помощью была выполнена программа "Аполлон-11" по полету человека на Луну.
В начале 50-х годов по заказу ВВС США компанией Douglas Aircraft была разработана одноступенчатая жидкотопливная баллистическая ракета Thor. Она и послужила прототипом для ракеты-носителя среднего класса Delta, которая разрабатывалась под эгидой все тех же Военно-Воздушных Сил США и Американского Национального Космического Агентства NASA. Delta была создана к 1960 г. Начиная с этого времени эта ракета стала основной для запусков в интересах NASA, ВВС и ВМФ США. К 80-м годам назрела необходимость создания ракеты несколько большей грузоподъемности, и к 1989 году была создана вторая модификация ракеты - Delta II. Она способна выводить на геостационарную орбиту до 1360 кг. За все тридцать с лишним лет эксплуатации индекс надежности ракет Delta не опускается ниже 95 процентов, а за последние 10 лет он составляет 98,3 процента. (Напоминаем, что индекс надежности подсчитывается из отношения удачных запусков к общему количеству запусков.) Первый коммерческий запуск ракеты Delta II был произведен в 1989 г., и по состоянию на конец 1996 г. всего их произведено 18. Ракетой Delta коммерческих запусков не производилось. Самым крупным за последнее время является запуск в мае 1996 г. коммуникационного спутника Galaxy IX, оператором которого является компания Hughes Communications. Именно ракетами Delta были произведены запуски всех 24 основных спутников GPS, системы глобального позиционирования (см. "Теле-Спутник" N 11, 1996 г., "GPS: маленькая мечта Магеллана"), что, несомненно, можно отнести к проектам общемирового значения. Для вывода четырнадцати дополнительных спутников GPS второго поколения также используется ракета Delta, и 27 мая 1996 г. на орбиту был выведен первый спутник GPS второго поколения.
В начале 1990 г. компания McDonnel Douglas предложила ракету-носитель Delta II компании Motorollas Satellite Communication Group для вывода на орбиту спутников Iridium (см. "Теле-Спутник" N 9, 1996 г., "Глобальная система спутниковой связи "Иридиум"). К 1994 г. соглашение было достигнуто, сумма контракта составила 400 миллионов долларов. Надо отметить, что это самый большой контракт за всю историю McDonnel Douglas. Спутники в количестве сорока штук будут выведены на орбиту восемью запусками. Все запуски должны быть осуществлены в течение 1997 г. В 1998 г. на орбиту за пять запусков будут выведены 15 дополнительных спутников системы Iridium. Все запуски спутников Iridium будут производиться со стартовой площадки в Вандерберге (штат Калифорния).

Delta III
В мае 1995 г. компанией McDonnel Douglas была начата разработка следующей модели ракеты-носителя - Delta III. Разработка была начата с целью создать носитель большей грузоподъемности, Delta III должна выводить на геостационарную орбиту 3310 кг. Данный носитель требуется компании для привлечения спутниковых операторов в качестве клиентов, так как грузоподъемности Delta II не всегда хватает для вывода на геостационарную орбиту современных коммуникационных спутников. Первым заказчиком на запуск Delta III стала компания Hughes. Во-первых, в 1998 г. ракетой Delta III с мыса Канаверал будет выведен на орбиту спутник Galaxy X. Отметим, что это будет первый запуск этого носителя. Также Hughes заказал Delta III для вывода в 1999 г. на орбиту пяти спутников системы ICO Global Communications. Эта система мобильной спутниковой связи будет состоять из десяти спутников HS-601, находящихся на двух промежуточных орбитах.
Основное отличие ракеты Delta III от своей предшественницы будет состоять в новом двигателе четвертой ступени, который и позволит выводить на геостационарную орбиту большую полезную нагрузку. Этот двигатель создается совместными усилиями компаний McDonnel Douglas и Rocketdyne. 31 октября 1996 г. в испытательном центре NASA в Хантсвиле (штат Алабама) были проведены первые испытания этого двигателя. Также для Delta III разрабатывается новый носовой обтекатель, который позволит разместить в ракете большую полезную нагрузку.

Delta Clipper
altНекоторое время назад на McDonnel Douglas начали разработку экспериментального прототипа одноступенчатой ракеты многоразового использования. Созданный прототип получил название Delta Clipper (DCX). В 1995 г. DCX совершила восемь экспериментальных полетов на небольшие высоты. В 1996 г. была создана вторая модель Delta Clipper - DCXA. Разработки этой ракеты ведутся в рамках программы (название программы X-33) NASA по созданию ракеты многоразового использования, предназначенной на смену Space Shuttle.
Еще из космической техники, создаваемой компанией McDonnel Douglas, нужно отметить некоторые агрегаты и детали последней ступени и носового обтекателя для тяжелой ракеты Titan IV, которую производит компания Lockheed Martin. Также компания McDonnel Douglas принимает активное участие в создании международной орбитальной станции. Она создает двигательную установку для маневров на орбите, стыковочные узлы для осуществления стыковки с космическим челноком и различными модулями станции.

McDonnel Douglas Aerospace
Этот отдел компании McDonnel Douglas занимается разработкой и производством стратегической авиации. Расположен он в г.Сент-Луисе, штат Миссури, и работает на нем около 22 тысяч человек. На заводах в Сент-Луисе создаются такие знаменитые истребители, как F-15 Eagle и F/A-18 Hornet. Эти многоцелевые самолеты были разработаны по заказу ВВС США. В данный момент они стоят на вооружении армий Канады, Австралии, Испании, Кувейта, Финляндии и Швейцарии. Также в Сент-Луисе производится тактический бомбардировщик с вертикальным взлетом AV-8B Harrier II Plus (разработан совместно с British Aerospаce) и военные ракеты Harpoon, Standoff и ACES II. Ракета Harpoon (типа anti-ship) стоит на вооружении армии и флота США и еще 23 стран уже в течение 20 лет. Эта ракета приспособлена к запуску как с надводных и подводных кораблей, так и с наземной установки и с самолета. Ракеты Standoff ACES II являются дальнейшими разработками ракеты Harpoon.

Douglas Aircraft Company
Это отдел компании McDonnel Douglas, с которого и начиналась история компании. В настоящее время компания занимается производством коммерческой транспортной авиации. Расположен отдел в Лонг Бич (Калифорния), и работает на нем 11 тысяч человек. В 1995 г. компания отмечала свое 75-летие и 60-летие эксплуатации знаменитого самолета DC-3 (того самого, которому установлен памятник в аэропорту Шеннон). Со времени основания в 1920 г. этой компанией произведено более 45 тысяч самолетов. Самые известные из них - это транспортные самолеты серии DC (Douglas Commercial) и серии MD (McDonnel Douglas). В настоящий момент производятся или готовятся к производству самолеты MD-11, MD-80, MD-90 и MD-95. MD-11 - транспортный самолет, который в настоящее время используют 150 авиакомпаний во всем мире. В различных модификациях способен перевозить от 230 до 410 пассажиров на расстояние до 13300 километров. MD-80 - более легкий самолет. Количество перевозимых пассажиров - от 120 до 170, расстояние - от 2400 до 5200 километров. Эти самолеты используются с начала 80-х годов. Для XXI века разработаны модели MD-90 и MD-95, способные перевозить от 150 до 170 пассажиров на расстояние от 3800 до 5200 километров.
Также в Лонг-Бич находится отдел (8400 человек), который занимается производством самолета C-17. Это тяжелый (грузоподъемность до 76,5 тонн) транспортный самолет, с начала 90-х годов находящийся на вооружении армии США. Надо отметить, что именно самолетами C-17 Globemaster осуществлялась доставка гуманитарной помощи в Югославию. Коммерческий вариант C-17 под названием MD-17 скоро будет представлен на рынке.

McDonnel Douglas Helicopters
Этот отдел компании занимается конструированием и производством вертолетов. Компания была основана в 1934 г. Говардом Хьюзом (тем самым Хьюзом (Howard R. Hughes), без упоминания которого не обходится ни один выпуск нашего журнала). В 1984 г. Hughes Helicopters была приобретена McDonnel Douglas. Компания специализируется на военных и гражданских вертолетах легкого и среднего класса. Расположена она в городе Меса, штат Аризона, работает на ней 2800 человек. Из вертолетов стоит отметить AH-64 Apache - многофункциональный вертолет, созданный для американской армии. Некоторое количество этих вертолетов было закуплено вооруженными силами Нидерландов и Великобритании. Также производится легкий военный вертолет OG-6А Cayse и его гражданские версии - вертолеты серии MD 500 и MD-600. Эти вертолеты используются различными службами (полиция, медицинские и пожарные службы, коммерческие перевозки) многих стран.
Если рассматривать деятельность компании McDonnel Douglas в области запусков космических аппаратов, то можно заметить явную некоммерческую направленность этой деятельности. Некоммерческую в том смысле, что большинство запусков производится по заказу государственных и оборонных структур США: NASA, Военно-Морского Флота, Военно-Воздушных Сил. Именно поэтому, кстати, вопрос о стоимости запуска ракеты Delta пока остался для нас открытым. Правда, судя по всему, конверсия заставляет оборонные предприятия искать способы зарабатывать деньги не только у нас в стране. Свидетельство тому - начало коммерческих запусков Delta в 1989 г. и разработка носителя Delta III, предназначенного для коммерческого использования. Можно иметь смелость предположить, что компания займет свое далеко не последнее место на рынке коммерческих запусков несмотря на большую и все возрастающую конкуренцию. Ведь во всем мире знают цену марки McDonnel Douglas.