altКак передает БалтИнфо, спутниковые системы навигации встанут на вооружение всех отраслей городского хозяйства. В Петербурге по ГЛОНАСС уже можно следить за работой общественного транспорта и оперативно ликвидировать аварии на водопроводных сетях. На очереди – автомобили «скорой помощи», тепломагистрали и система вывоза мусора.

Первопроходцем по внедрению спутниковых систем навигации в Петербурге стало ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». ОАО «Российский институт навигации и времени» («РИРВ») по заказу предприятия изготовил 14 базовых станций спутниковой геодезической системы, которая в настоящее время охватывает территорию всего города. Специалисты института и «Водоканала» занесли в электронную базу данных все водопроводные и канализационные трубы, расположенные под землей, и их точные координаты.

«В случае аварии на водопроводных сетях система позволяет с точностью до сантиметра определить, в каком месте образовался прорыв и оперативно его ликвидировать. Точность здесь особенно важна, поскольку зачастую рядом пролегает несколько инженерных коммуникаций, которые могут быть повреждены, если начать копать неправильно», - рассказал первый заместитель генерального директора «РИРВ» Борис Шебшаевич.

Авторы системы уверены, что популярность она завоюет. Тем более, как объясняет Борис Шебшаевич, на основе базовых станций «Водоканала» можно построить систему контроля не только за инженерными сетями, но и другими городскими объектами.

«С помощью спутниковых систем можно контролировать состояние и положение высотных объектов, любых зданий, мостов, что особенно актуально для Петербурга. Главное, что есть база, теперь нужно желание и возможности, чтобы ее расширить, и тогда можно будет уйти от понимания спутниковых систем как простого отслеживания автомобилей из космоса», - подчеркнул Шебшаевич.


Впрочем, работа ГЛОНАСС по слежению за автомобилями уже сейчас выходит на новый уровень.По словам директора по маркетингу и продажам «РИРВ» Андрея Кабирова, петербургский институт уже поставил для нужд МВД РФ через своих партнеров более 2,5 тысяч навигационных систем, которыми оснащаются автомобили патрульно-постовых служб, ГИБДД и других служб.

Ровно тысяча систем спутниковой навигации в этом году будет установлена на общественном транспорте Петербурга: предприятие уже изготовило по заказу города 600 устройств, до конца года будет изготовлено еще 400 комплектов. Оснащение одного транспортного средства таким устройством стоит порядка 15-17 тыс. рублей.

«Наличие таких систем на общественном транспорте не позволит водителю в рабочее время заниматься посторонними делами, самовольно изменять маршрут и так далее. Соответственно, транспорт будет ходить по расписанию, пассажиры не будут долго стоять на остановках», - подчеркнул Кабиров.

Кроме того, сейчас институт совместно со «скорой помощью» разрабатывает системы, которые планируется устанавливать на автомобилях службы. На данный момент, по данным службы, практически все машины оснащены просто спутниковыми системами, которые позволяют отслеживать, едет автомобиль на вызов, уже везет пациента в лечебное учреждение или же свободен для нового вызова. В ближайшем будущем, как ожидается, навигационные системы «скорой помощи» Петербурга станут еще более полезными и продуктивными.

«Помимо непосредственно функции навигации машинам «скорой помощи» нужно множество дополнительных опций. Например, нужно, чтобы врач смог посмотреть прямо в автомобиле историю болезни пациента, чтобы знать, какие лекарства ему можно или нельзя давать, и так далее», - пояснил Кабиров.

По его словам, сроки внедрения модернизированных систем в службе «скорой помощи» Петербурга пока не определены, однако планируется, что на первом этапе многофункциональными устройствами будет оснащено порядка 50 машин. Кабиров подчеркивает, что стоимость такого оборудования будет несколько выше, чем простой комплект навигационной системы.

Впрочем, в данном проекте Петербург не будет первопроходцем. Подобная система в опытном режиме тестируется в Нижнем Новгороде.

Как рассказал начальник управления информационных технологий администрации Нижнего Новгорода Валерий Доронин, системы GPS-навигации на автомобилях «скорой помощи» здесь применяются повсеместно, а три выездные бригады в опытном режиме оснащены комплексами, которые обеспечивают с помощью мобильного Интернета доступ к историям болезни пациентов, возможность отправки вызова из диспетчерской по Интернету, а также возможность он-лайн отправки результатов кардиограммы специалистам.

«Врачи очень позитивно оценивают эту систему. По нашим данным, снизилось количество ошибок в адресах, фамилиях и других данных пациентов, если они получены не с голоса, а в электронном виде. Примерно в 2 раза при использовании навигационной системы сократилось время с момента приема вызова до оказания помощи», - отмечает Доронин.

ГЛОНАСС в скором времени встанет и на борьбу с незаконными свалками мусора в Петербурге. По словам Андрея Кабирова, совместно с городскими службами разрабатывается вариант навигационного комплекса, который так же, как и на «скорой помощи», будет решать сразу несколько специфических задач.

«Система должна отслеживать вес вывозимого автомобилем мусора, записывать весь его путь и остановки, чтобы исключить возможность «левых» рейсов. Необходим также датчик подъема кузова, что позволит зафиксировать момент, когда и где мусор был сброшен», - рассказал Кабиров.

Между тем, как и в случае со «скорой помощью», точные сроки внедрения систем в данной отрасли городского хозяйства пока не определены.

Зато уже точно известно, когда рядовые автомобилисты и туристы смогут приобрести отечественные навигаторы – в 2010 году в Петербурге начнется их серийное производство. «РИРВ» несколько лет назад разработал первый вариант отечественного навигатора, однако он был достаточно громоздким и неудобным. Сейчас дизайн российского устройства приближен по габаритам к импортным аналогам, но, по заверениям разработчиков, качественные характеристики навигатора гораздо выше.

«Самое главное – наше устройство, как и системы, которые мы ставим на общественном транспорте, будет одновременно работать и в ГЛОНАСС, и в GPS. В следующем году на орбите ГЛОНАСС будет 24 спутника, еще 24 есть у GPS. Следовательно, зона покрытия сигнала будет больше, качество связи – выше, даже в условиях города, огромное количество зданий может создавать препятствия», - отметил Андрей Кабиров.

Однако и стоить российский навигатор будет дороже – около 12 тыс. рублей, в то время как средняя цена импортных устройств составляет порядка 8 тыс. рублей.

«Но мы за эти деньги обеспечим более высокий уровень сервиса, чем у приборов «с именем», и уверены, что своего покупателя наше устройство найдет», - подчеркивает Кабиров.